Развитие маркетинга в образовательной сфере
Система образования в мире переживает существенные изменения. Отказ от государственной монополии в области образования, создание коммерческого обучения, изменение уклада общественной жизни привели к появлению рынка образовательных услуг, который наряду с информационным рынком и рынком труда оказывает активное воздействие на сферу образования.
Переход на рыночные отношения предполагает поиск высшими учебными заведениями внебюджетных средств.
Коммерческая деятельность в вузе может иметь следующие основные формы: производственная, проектная, научная, учебная. Их развитие и дополнительное техническое оснащение требуют преобразования и бухгалтерско-учетной и хозяйственной системы вуза. Развитие коммерческой деятельности в вузе должно быть подкреплено его достаточными ресурсами (научно-педагогические кадры и материально-техническая база), а также платежеспособным спросом населения на оказываемые услуги.
Рынок образовательных услуг — сфера организаций образования и потребителей, получающих образовательные услуги для личного потребления.
Образовательные услуги отличаются от большинства товаров и услуг характером полезности и особенностями процесса реализации.
Первое отличие заключается в том, что образовательные услуги удовлетворяют личные, групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) интересы. С одной стороны, образовательная услуга удовлетворяет личные потребности людей в получении образования. Эта потребность определяется свойствами образования как средства выживания, жизнедеятельности, самореализации личности.
С позиции предприятия образовательная услуга — это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях. Это процесс увеличения интеллектуального капитала предприятия.
Наконец, уровень образования в стране определяет ее трудовой ресурс, экономический потенциал, ее безопасность, перспективы развития. Речь идет о дополнительных эффектах от роста образовательного уровня населения для всего общества в целом. Таким образом, человек, повышая уровень своего образования, не только сам выигрывает, но и приносит обществу большую пользу.
Особую роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего — познавательных потребностей.
Именно эта личность, обладатель, пользователь и конечный потребитель образовательных услуг осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий.
Рыночные условия изменяют психологию людей: увеличивается доля преподавателей, которые хотели бы иметь работу с более интенсивной оплатой труда; люди стремятся улучшить качество своего труда, выдвигать новые идеи и т. д.
Мировая практика свидетельствует, что состояние, организация и эффективность науки во многом определяются и зависят от экономики, которая определяет приоритетные направления научно-технического прогресса и создающей базисные возможности материально-технического условия обеспечения науки и воплощения результатов научного поиска в практику.
|