Устойчивый маркетинг — иной подход к ведению бизнеса
Современный маркетинг, как процесс создания и обмена ценностями, акцентирует внимание (кроме прибыли компании) на двух других составляющих Ценности, которая создается, собственно, для нас и будущих поколений: людях и окружающей среде. Соответственно, для компаний речь идет о triple bottom line. А детально сформулированые аспекты по всему жизненному циклу продукта должны коммуницировать потребителю, каким образом производство-использование-утилизация продукта будет влиять на природу и социальные отношения.
Работает ли это в утомленном от нереализованных обещаний обществе? Франция и Великобритания еще не уменьшают потребление,сайт Европейского центра корпоративной социальной ответственности (КСО) и их аудиторская фирма говорят, что для удержания такого уровня эти страны нуждаются в ресурсах на три планеты Земля. А США — на шесть! Начинаешь еще глубже понимать Ала Гора с его непревзойденным Inconvenient Truth.
Но это же источник приводит данные, что количество «этически ориентированных» потребителей (то есть, главные критерии которого учитывают экологические и социальные аспекты товаров) в Великобритании возросло за 6 лет с 10% до 32%, во Франции — до 22%. Крупные компании воплощают принципы и стандарты «Эко» не столько для того, чтобы улучшить свой имидж, сколько делают «’sustainable» весомой составляющей своей долгосрочной стратегии, считая это направление реальным источником конкурентного преимущества.
Итак, Европа предпринимает конкретные шаги в установившемся маркетинге и это работает. А что у нас? Устойчивое развитие, как в известной степени «идеология», хорошо известное в проектах регионального развития уже более 10 лет. Масса проектов (как правило, на средства международных организаций) в России выполнено и выполняются в соответствии с принципами sustainability. Не берусь оценивать результаты этой деятельности, но хорошо, что все это есть и это направление развивается.
Тема устойчивого маркетинга иногда звучит на страницах наших изданий в контексте «зеленого» маркетинга, — как «модная» тема, — наравне с тенденциями digital, CRM и т. д. Но если смотреть на программы многочисленных маркетинговых конференций, то популярной ее не назовешь, если вы вообще ее найдете.
Итак, на фоне тотального разочарования в традиционных способах зарабатывания в нашем обществе дикого капитализма, видим какой-то свет в конце тоннеля. Возможно, наши компании действительно станут вести бизнес более цивилизованно, более экологично, более социально? Возможно, принципы устойчивого развития будут входить и в стратегии наших компаний тоже? И не на бумаге, а в жизни? И некоторые это уже делают?
Очень хочется верить, что тема устойчивого развития является не очередной попыткой пиара для наших компаний, а реальной переменой в их подходах к ведению бизнеса. Если не философией бизнеса, то его сердцевиной.
Но готовы ли к этому большинство наших компаний? Является ли эта тема очередным модным пиаром и попыткой иметь современный имидж или наш бизнес действительно меняет свой облик на европейский? И готовы ли мы сами активно включиться в диалог? Как потребители — демонстрируя свою готовность защищать свои права на правду и на будущее, и как сотрудники компаний, — реализуя принципы, которые декларируются?
Опять тот же вопрос — «быть на самом деле или делать вид». Это ключевой вопрос для улучшения доверия общества к бизнесу.
|