Какая бывает конкуренция?
Исходя из предмета конкурентных усилий, ведущие маркетологи выделили следующие: видовую, предметную и функциональную конкуренцию. Например, функциональная конкуренция появляется, когда разные товары употребления удовлетворяют одинаковую потребность. На рынке жилья, иногда можно заметить проявление функционального соперничества, когда потенциальным покупателям предлагают разные квартиры.
А вот предметная конкуренция, как правило, ведется по одному и тому же товару, но различных марок. Данный вид конкуренции обычно доминирует среди товаров народного употребления, но может проявляться и в капитальном строительстве, если там, к примеру, присутствуют зарекомендовавшие себя авторитетные подрядные организации.
Видовая конкуренция присутствует обычно между разнообразными разновидностями товара, но удовлетворяющими ту же самую потребность. Но, несмотря на это имеется, по крайней мере, 1 параметр по которому их можно различить (например, в строительстве жилья – престиж, комфортность, безопасность и т. д.).
Также можно проанализировать конкуренцию, исходя из уровня абстракции общих потребностей.
Здесь существуют следующие различия: конкуренция желаний, конкуренция марок, конкуренция товарно-видовая, конкуренция товарно-родовая.
Конкуренция желаний охватывает наибольшее поле маркетинга. Конкуренция данного вида ведется не в сфере сбыта или производства разнообразных товаров, а в диапазоне анализирования желаний потребителей, с последующим удовлетворением этих самых желаний. Границей данного вида конкуренции, является объективное ограничение, которое естественным образом накладывается на распределение капитала в разных сферах производства, а также затраты на диверсификацию. Например, на рынке жилья, все маркетинговые усилия должны быть направлены на удержание желания потребителей, потратить свои деньги на покупку недвижимости, а не на другие товары.
Товарно-видовая и товарно-родовая конкуренции похожи с рассмотренными раннее видами, а вот что касается конкуренции марок, то она достаточно сильно напоминает предметную конкуренцию.
|