Контроль
Контроль - это одна из функций управления производственно- коммерческой деятельностью предприятия, форма воздействия на коллектив предприятия, сравнение фактических результатов деятельности с запланированными.
Конечный результат контроля – выработка корректирующих воздействий на управляемые факторы и рекомендации по приспособлению деятельности предприятия к неконтролируемым факторам.
К неконтролируемым факторам внешней среды относятся: система государственного регулирования предпринимательской деятельности, технические, экологические нормы и стандарты, таможенные тарифы.
Основными объектами контроля являются:
- объем продаж;
- размеры прибылей и убытков;
- реакция покупателей на предлагаемые предприятием новые товары и услуги;
- соответствие запланированных и реальных (фактических) результатов производственно-коммерческой деятельности.
В рамках управления маркетингом на предприятии следует осуществлять контроль по следующим пунктам:
- соответствие плановых показателей реальным показателям производственно-коммерческой деятельности по плановым (временным) периодам;
- контроль прибыльности производственно-коммерческой деятельности предприятия;
- стратегический контроль маркетинга.
При осуществлении контроля маркетинга предприятие может обходиться силами собственной ревизионной службы (внутренний аудит) или привлекать для этой работы независимых экспертов на основе договора с одной из специализированных консультационных организаций (внешний аудит).
- Основные ответственные за его проведение:
- высшее руководство;
- руководство среднего звена;
- Цель контроля – убедиться в достижении намеченных результатов.
- Приемы и методы контроля:
- анализ возможностей сбыта;
- анализ доли рынка;
- анализ соотношений между затратами на маркетинг и на сбыт;
- наблюдение за отношением клиентов.
- Основные ответственные за его выполнение – контролер по маркетингу (в составе службы маркетинга);
- Цель контроля – выяснить на чем фирма зарабатывает и на чем теряет деньги.
- Приемы и методы контроля – рентабельность в разбивке по:
- товарам;
- территориям;
- сегментам рынка;
- торговым каналам;
-
3. Стратегический контроль маркетинга объемам заказов.
- Основные ответственные за его выполнение:
- руководство;
- ревизор маркетинга (старший служащий).
- Цель контроля – выяснить, действительно ли фирма использует лучшие из имеющихся у нее маркетинговых возможностей и сколь эффективно она это делает.
- Приемы и методы контроля – ревизия маркетинга.
Рис. 37. Типы и механизмы маркетингового контроля.
Контроль позволяет выявлять и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Контроль – заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия и реализации решения.
|