Важные моменты в устойчивом развитии бизнеса
Как компании выполняют свои обязательства по устойчивому развитию (sustainability) бизнеса? Этот вопрос стал темой исследования, проведенного Boston Consulting Group совместно с изданием MIT Sloan Management Review. Его выводы опубликованы в отчете BCG 2013-й год.
Целью исследования, в котором приняло приняли участие 1847 респондентов, было: во-первых, выяснить, какие вопросы устойчивого развития бизнеса — социальные, экологические или экономические, — по мнению руководителей, являются наиболее значимыми, во-вторых, понять, как фирмы подходят к их решению, и, наконец, определить, что компании, которые решают такие проблемы эффективно, делают иначе, чем остальные фирмы.
Согласно результатам исследования, компании уделяют главное внимание не глобальным проблемам, таким, как влияние их деятельности на изменения климата, а в первую очередь вопросом, непосредственно связанным с бизнесом, в частности, энергоэффективности. Особенно это характерно для энергоемких бизнесов, а также для глобальных компаний.
Однако, как показало исследование, существует большой разрыв между намерениями компаний по обеспечению устойчивости своей деятельности и их реальными действиями. Так, почти 90 % руководителей убеждены, что стратегия, ориентированная на устойчивое развитие, является критически важным для обеспечения длительной конкурентоспособности бизнеса. Около двух третей опрошенных отметили, что рассматривают социальные и экологические вопросы (скажем, здоровья персонала и загрязнения окружающей среды) как «важные» или «очень важные». Впрочем, лишь 40% респондентов ответили, что их организации совершают реальные шаги для решения таких вопросов. Еще большее беспокойство вызывает то, что только 10% участников исследования сказали, что компании, в которых они работают, предложили полноценные решения проблем, связанных с устойчивым развитием.
Понятно, что между компаниями, которые заявляют о значимости вопросов устойчивого развития, и теми, которые вводят это на практике, существуют существенные различия. Так, последние, в частности:
- имеют четко сформулированную стратегию устойчивого бизнеса;
- делают вопросы устойчивого развития предметом постоянного внимания высшего руководства;
- обосновывают, реальные преимущества дают бизнесу системный подход к внедрению идеи устойчивого развития;
- меняют свои бизнес- модели так, чтобы как можно было лучше решить наиболее важные вопросы в вышеупомянутой сфере.
Кроме всего, эти компании гораздо эффективнее остальных измеряют свою общую результативность. Так что не удивительно, что именно они с наибольшей вероятностью получают реальные преимущества от инициатив, нацеленных на устойчивое развитие.
|