No Image No Image

Поиск по сайту


No Image
No Image No Image No Image
No Image
Виртуал-Строй arrow Новости arrow Воздействие государства на спрос и предложение
No Image
No Image

Воздействие государства на спрос и предложение

Воздействие государства на спрос и предложениеВ принципе любое участие государства в хозяйственной жизни, даже на этапе становления рыночных отношений, по сути дела, означает то или иное воздействие государства на соотношение и структуру спроса и предложения. Исходя из этого можно выделить следующие основные формы такого воздействия.

1. Косвенное воздействие государства на спрос и предложение. Классический пример — проведение уже отмечавшейся политики протекционизма, направленной на защиту национального рынка в целях, в том числе, и создания условий для осуществления отечественными предприятиями необходимой структурной перестройки производства. Одним из примеров успешного проведения такой политики могут служить те защитите меры, которые применяло японское правительство по отношению к собственным автомобильным компаниям на этапе их становления. Временная защита японского автомобильного рынка от наплыва более дешевых в то время американских автомобилей предоставила автомобильным компаниям Японии время и средства, необходимые для выхода на новейший технический и технологический уровень, который в итоге позволил им более чем успешно конкурировать с автомобильными гигантами Старого и Нового Света.

При рассмотрении данного способа воздействия государства на развитие хозяйственных процессов необходимо иметь в виду, что, несмотря на его косвенный характер, этот способ, равно как и другие, связан с определенными затратами государственных средств. Политика протекционизма, ведущая к сокращению экспорта в страну, ограничивает и величину тех средств, которые зарубежные партнеры могли бы истратить на приобретение продукции, выпускаемой в стране. А это уже означает прямые потери для отечественных предпринимателей, занятых в отраслях, не охваченных протекционистской поддержкой. Выигрыш одних отраслей сопровождается потерями для других, и с этой точки зрения проведение политики протекционизма по сути дела означает перераспределение средств из одной сферы про¬изводства в другую.

Тем не менее данный вариант может служить одним из способов финансирования структурной перестройки производства, однако скорее как путь постепенного наращивания необходимого финансового потенциала (по мере роста собственных накоплений в отраслях, пользующихся протекционистской поддержкой), не позволяющий в сжатые сроки ввести в оборот крупные капиталы.

Наряду с изложенным существуют, безусловно, и другие широко известные методы косвенного воздействия государства на спрос и предложение (изменение налоговых ставок, размера банковского процента). Однако в условиях высоких темпов инфляции возможности их использования оказываются весьма ограниченными и не позволяющими в полной мере решить задачи, стоящие в области структурной перестройки.

2. Прямое воздействие государства на спрос. Под этим понимается известный путь поддержки деловой активности, когда государство выступает в роли непосредственного заказчика и потребителя тех или иных видов продукции.

Однако очевидно, что если оставаться на позиции признания доминирующей роли свободного рынка в формировании пропорций спроса и предложения, то использование методов прямого воздействия государства на спрос может иметь весьма ограниченный характер, будучи связанным лишь с заказчиком продукции общегосударственного назначения (военное производство, некоторые объекты общегосударственной инфраструктуры).

Если же государство начнет выступать в роли полноправного хозяйственного субъекта (приобретая продукцию у одних предприятий и продавая ее другим), то это, по сути дела, будет означать возврат к старой централизованной системе управления и регулирования хозяйственных процессов со всеми известными ее негативными чертами. С точки зрения задач структурной перестройки данный путь также не позволяет создать сколь-нибудь радикальных механизмов их решения, так как максимум того, чего можно здесь достичь — это создание условий для поддержания убыточных производств за счет средств государственного бюджета, не формируя источников и механизмов финансирования крупномасштабных структурных изменений.

Однако учитывая особенности переходного периода, возможно возникновение ситуаций, когда государственная поддержка спроса на отдельные виды продукции может быть оправданной. Речь идет о тех производствах, снижение спроса на продукцию которых имеет временный характер, будучи обусловлено финансовыми трудностями, переживаемыми основными потребителями. В этих условиях последние вынуждены воздерживаться, например, от замены тех или иных агрегатов, довольствуясь текущим ремонтом, приобретением запчастей и т. д. Вместе с тем очевидно, что существуют определенные виды продукции, спрос на которые по прошествии определенного времени вновь будет восстановлен, и перед государственными органами встает весьма сложная и деликатная задача — выявить подобные производства, снижение спроса на продукцию которых имеет исключительно временный и конъюнктурный характер, и использовать те или иные формы их поддержки.

Очевидно, что решение подобного рода задач не относится к сфере структурной перестройки производства, а, напротив, направлено на поддержание сложившейся структуры, что еще раз свидетельствует о необходимости чрезвычайно осторожного подхода к определению состава производств, являющихся объектами временной государственной поддержки.

3. Прямое воздействие государства на предложение. Чисто внешне данный способ решения задач структурной перестройки представляется наиболее привлекательным. Казалось бы, непосредственное финансирование государством приоритетных направлений развития производства, которое может осуществляться в различных организационно-финансовых формах, позволит изначально учесть требования народнохозяйственного оптимума, исключив фактор временных конъюнктурных колебаний спроса и предложения. Именно такой подход диктуется и складывающейся в условиях переходного периода структурой источников финансирования капиталовложений, когда средства индивидуальных инвесторов (домашних хозяйств) относительно невелики, возможности накопления на предприятиях также ограничены и в результате именно на долю бюджетных средств выпадает основная тяжесть финансирования структурной перестройки. Однако необходимо иметь в виду, что подобный путь имеет ряд существенных ограничений как внешнего, так и внутреннего порядка.

К внешним ограничениям относятся прежде всего трудности обеспечения целевого использования бюджетных средств в условиях параллельного существования государственных и коммерческих структур. Как показывает практика, здесь открываются чрезвычайно серьезные возможности для злоупотреблений, основанных на незаконной перекачке средств из одного сектора в другой. Контроль за этими процессами достаточно сложен и связан с необходимостью создания разветвленного государственного аппарата, осуществляющего функцию надзора за целевым использованием бюджетных средств. Внутренние ограничения связаны с самим понятием народнохозяйственного оптимума и его отличием от тех критериев эффективности, которые формируются в рамках складывающейся структуры спроса и предложения.

 
No Image
No Image No Image No Image

Курс валют

USD (840) 94.0922
EUR (978) 100.5316
Последние обновление: 19.04.2024 23:46
Галерея
No Image
©2009-2019 При использовании любых материалов сайта активная ссылка на virtualstroy.ru обязательна
Нарушение данного условия - приведет к очень неприятным последствиям!
No Image