- подготовка и организация строительного процесса;
- производство строительно-монтажных работ;
- контроль качества, проведение испытания готовой строительной продукции;
- реализация и распространение готовой строительной продукции;
- техническая эксплуатация готовой строительной продукции;
- капитальный ремонт и модернизация.
На наш взгляд, первичной функцией маркетинга подрядной организации является изучение рынка инвестиционных строительных проектов, конкурентное позицирование и предложение подрядчиком своей услуги заказчику. При таком подходе маркетинговые исследования направлены:
- на изучение инвестиционно-строительного рынка;
- поиск заказчиков;
- подготовку к торгам.
Структура маркетинговой деятельности подрядной строительной организации может выглядеть следующим образом:
- маркетинг инвестиционных предложений;
- маркетинг инвестиционных проектов;
- маркетинг конкурентов;
- маркетинг соисполнителей;
- маркетинг поставщиков;
- маркетинг финансовых и страховых услуг;
- маркетинг рабочей силы.
При подготовке к проведению подрядных торгов (конкурсов) или заключению контрактов подрядная организация проводит маркетинговые исследования:
1)изучает содержание тендерной документации, анализирует предложения заказчика (договорная цена, продолжительность строительства, условия оплаты определенных работ), оценивает соответствие своих производственных возможностей заданию по строительству объектов;
2)разрабатывает производственную программу по вводу объектов в действие и объему строительно-монтажных работ, исходя из своей производственной мощности;
3)проводятся мероприятия по повышению технического уровня и интенсификации строительного производства (индустриализация производства, развитие средств труда, внедрение обязательных типовых технологий, технологических карт, карт трудовых процессов, совершенствование систем управления);
4)конкурентоспособность фирмы основывается на оценке различных конкурентных преимуществ, используемых фирмами в своей маркетинговой стратегии:
-качество и цена товара;
-обслуживание потребителей;
-сроки исполнения заказа.
Эффективность работы строительной фирмы на рынке определяется количеством и объёмом заказов на производство работ, полученных в результате открытой конкурентной борьбы с другими фирмами.
Характеристикой конкурентоспособности фирмы является коэффициент конкурентноспособности, определяемый количеством выигранных тендеров по отношению к общему количеству тендеров, в которых принимала участие фирма в каждом сегменте рынка подрядных строительных работ за определенный период:
КК = Q/n.
КК – коэффициент конкурентоспособности;
Q - количество тендеров, выигранных фирмой;
n – количество тендеров, в которых принимала участие фирма.
5)маркетинговые исследования в области финансового менеджмента фирмы должны обеспечить получение максимальной прибыли, что является критерием финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
6)инструментом маркетинга подрядных организаций является лизинг.
Лизинг – это комплекс экономических отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для производственно-коммерческой деятельности. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Предметом договора финансовой аренды может быть любое движимое и недвижимое имущество, используемое для предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и других природных объектов.
В зависимости от состава участников сделки делятся на:
- прямой финансовый лизинг (собственник имущества самостоятельно сдает объект в аренду пользователю. Это двухсторонняя сделка);
- косвенный лизинг (имущество передается пользователю через посредника – лизинговую компанию или банк. Это трехсторонняя сделка: поставщик – посредник – пользователь).