Понятие маркетинга рынка труда в строительстве
Рынок труда – это составная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, рынком инвестиций, ценных бумаг, потребительских товаров.
В общем виде под рынком труда понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны – работодатели (собственники средств производства), с другой – наемные работники. В результате этих взаимоотношений формируется объем, структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Рынок труда в строительстве отличается от рынка труда в других отраслях по:
- отраслевым различиям;
- профессиональной специфике.
В различных подотраслях строительного комплекса (проектирование, научно-исследовательское обеспечение, производство промстройматериалов, строительство) насчитывается около 300 профессий, то в международном стандарте классификации профессий около 10000 профессий.
Освоение рыночных механизмов все в большей мере заставляет каждого человека взвешено, ответственно задумываться над правильностью выбора профессии, сферы образования, трудовой деятельности. В этих условиях представляется необходимым развитие науки и практики маркетинга рынка труда (рабочей силы).
Под маркетингом рынка труда понимается систематизированная деятельность по изучению состояния рабочей силы, ее воспроизводства и рационального использования.
С учетом ожидаемого выпуска специалистов, демографических условий, перспектив развития отрасли разрабатываются:
- стратегия и тактика воспроизводства рабочей силы;
- стратегия и тактика использования рабочей силы на перспективу.
В процессе изучения состояния рынка труда и на этапе разработки планов воспроизводства и рационального использования рабочей силы на перспективу возможны изменения, а это требует соответствующих уточнений маркетинговой деятельности.
Для обеспечения согласованной работы на каждой стадии предусмотрен общий блок контроля и координации всего процесса.
Каждый последующий этап процесса основывается на результатах достигнутых в предыдущем, а все стадии имеют обратную связь как с предыдущим этапом, так и с исходным этапом маркетингового процесса на рынке труда в строительстве.
На рынке труда товар специфичен и качественно отличается от обычных товаров: с одной стороны - он не материален, а с другой – неотчуждаем от самого продавца, так как представляет его физические и умственные способности, обогащенные знаниями, умениями и опытом.
Под товаром подразумевается способности человека к труду, с которыми он входит на рынок труда и предлагает их для использования в трудовом процессе, называемые условно рабочей силой.
|