Группы продукции
Выделяют две группы строительной продукции:
- товар в материальном исполнении (строительные материалы, строительные конструкции и изделия);
- строительные услуги, предлагаемые подрядной организацией (комплекс строительных работ, здания, сооружения).
Если строительные материалы и конструкции приобретаются для личного некоммерческого потребления, то их продажная цена формируется под влиянием рыночных механизмов: спроса, предложения, цены, конкуренции. Если они приобретаются с целью производства или перепродажи, то кроме рыночных факторов рассматриваются маркетинговые исследования: объем заказа, условия платежа, условия технического обслуживания, время и условия поставки, качество, надежность поставщика.
В сфере строительных услуг устанавливаются свободные договорные цены, формируемые подрядчиком и заказчиком, или при проведении конкурсных подрядных торгов, конкурентной форме размещения контрактов.
Ценовая политика продавца зависит от типа рынка. Экономисты выделяют четыре типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования: рынок чистой конкуренции; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок; рынок чистой монополии.
- Рынок чистой конкуренции – большое количество продавцов и покупателей, никто из производителей не влияет на уровень цен. Много взаимозаменяемых товаров. Маркетинговые исследования не ведутся.
- Рынок монополистической конкуренции – большое количество продавцов и покупателей. Разнообразные товары по свойствам и различные цены. Широкая конкуренция. Маркетинговые исследования ведутся на различных сегментах рынка.
- Олигополистический рынок - небольшое число продавцов, которые чувствительны к политике ценообразования, друг к другу; капиталу трудно или невозможно войти в отрасль. Маркетинговые исследования – анализ цен и товаров конкурентов.
- Рынок чистой монополии – один продавец. На процесс ценообразования влияет государство.
Возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. Предприятиям строительной индустрии необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары.
|