Соблюдение принципов
При организации маркетинговой структуры предприятия необходимо соблюдение следующих принципов ее построения:
- единство целей (объем продаж, прибыль, доход на одну акцию);
- простота маркетинговой структуры (к ней быстрее приспосабливается персонал предприятия, а, следовательно, активнее участвует в реализации целей);
- эффективная система связей между подразделениями, обеспечивающая четкую передачу информации (прямая и обратная связь);
- принцип единого подчинения (получать приказы служащий должен от одного начальника);
- малозвенность маркетинговой структуры.
Организационные структуры могут быть двух типов:
- жесткие (механические);
- мягкие (организмические).
Особенности жесткого типа:
- круг обязанностей работников четко определен контрактом;
- усилена централизация и специализация власти;
- работник не обязан выполнять работу, не предусмотренную должностью;
Также организационные структуры эффективны в условиях стабильной внешней среды.
В изменчивой среде более целесообразны «мягкие» структуры:
- преобладает децентрализация полномочий;
- круг обязанностей определен примерно;
- содержание работ меняется;
- исполнители могут предлагать изменения в работе;
- формальных инструкций мало.
Такая структура обеспечивает нововведения и способствует выдвижению новых идей.
В настоящее время в условиях изменчивой внешней и внутренней среды конкуренции, появились вертикальные маркетинговые системы (ВМС). Суть их в следующем:
- это интеграция производств, организаций оптовой торговли, магазинов, которые могут быть независимы бизнесом;
- система, в которой предприятие, занимающееся основным производством, обладает властью и возможностью контролировать предприятия, осуществляющее дополнительное производство или сбыт продукции;
- стадии производства и распределения продукции охвачены одной иерархической системой;
- внутри системы рыночный механизм заменяется внутрихозяйственными операциями.
В настоящее время в Узбекистане на предприятиях стройиндустрии целесообразно формировать группы маркетинга в составе отдела сбыта. В дальнейшем, по мере развития рыночных отношений, создадутся условия для формирования самостоятельных служб маркетинга.
|