Креативных людей проще обмануть
Аналитики установили связь между креативностью и нечестностью. Новое исследование показывает, что креативные люди более склонны к обману, чем их менее креативные коллеги, поскольку их талант помогает им рационализировать свои действия перед лицом собственной же совести.
Кому-то из креативщиков близко наращивание ресниц, кому-то неординарные одежды, все они разные, но все же есть кое-что, что их объединяет — их легко обмануть.
Франческа Гино (Franchesca Gino) из Harvard University и Дэн Ариэли (Dan Ariely) с Duke University попытались проверить, насколько креативные люди будут подвержены нечестному поведеню, если обстоятельства позволят им оправдать свое плохое поведение.
Их выводы, опубликованные Американской ассоциацией психологов (American Psychological Association), доказывают, что креативные люди более склонны к выбору неэтичного поведения при поиске решений важных проблем и задач.
Гино и Ариэли провели пять экспериментов, чтобы проверить свое предположение, и обнаружили, что креативные участники гораздо более склонны к обману. Исследование также указало на абсолютное отсутствие какой-либо связи между интеллектом и честностью.
«Честность и инновации — две любимые темы современной популярной прессы», — пишут авторы. — «Но до сих пор никто не пытался установить связь между креативностью и нечестностью эмпирически».
«Результаты исследования показывают, что в действительности креативные люди (или те, которым приходится много работать в креативном окружении) чаще выбирают» плохой «путь, сталкиваясь с этическими дилеммами».
Впрочем, авторы признают и некоторые ограничения своего исследования. Например, они утверждают, что сознательно создавали ситуации, в которых бы у участников возникала денежная мотивация действовать нечестно. В будущем они планируют провести исследование, в котором будет проверяться, заставляет ли креативность удовлетворять лишь краткосрочные и жадные цели, или ее можно направить на более глубинные и этические ценности, а также долгосрочные цели.
|