Омнибус
Омнибус — это обычный опрос (анкетный, интервью), проводимый по репрезентативной выборке, отличающийся некоторыми организационными и финансовыми особенностями. Сегодня омнибусы широко используются и в России (так, служба «СОЦИС-ЛТД» ежемесячно проводит подобные исследования по репрезентативной выборке в 1200 чел.).
Основной организационный принцип омнибуса следующий. Специализированная маркетинговая опросная организация периодически (ежемесячно, ежеквартально) проводит по репрезентативной выборке (в стране или регионе) комплексные опросы, в которые включаются отдельные вопросы или блоки вопросов, предлагаемые различными заказчиками. Иными словами, если фирме, компании, предприятию не нужен (или «не по карману) специальный собственный опрос, который стоит весьма недешево, она (эта фирма) «садится на попутку», покупает у маркетингового центра право на включение ряда вопросов в проводимые им на регулярной основе опросы, деля затраты на проведение таких исследований с другими заказчиками. Отсюда главные достоинства подобных омнибусов:
- сравнительная дешевизна участия (на Западе участие в общенациональном опросе стоит около 500 долларов США за включенный в омнибус вопрос; в России — от 100–150 долларов в общенациональных омнибусах, стоимость семинаров Новосибирска еще ниже, поскольку Новосибирск является регионом России.); очевидно, поэтому подобные маркетинговые исследования весьма привлекательны для малого и среднего бизнеса;
- достаточно высокое качество проводимых исследований: вряд ли отдельной фирме по силам проведение репрезентативного опроса по территории России или даже отдельного региона;
- оперативность получаемой информации: поскольку исследования с использованием технологии омнибуса проводятся по стационарным методикам, включая системы обработки и анализа информации, от выдачи заказа на проведение опроса до получения результатов проходит не более месяца;
- систематичность проведения опросов по технологии омнибуса позволяет заблаговременно планировать участие в них, планировать маркетинговую деятельность;
- поскольку омнибусы проводятся, как правило, по аналогичным выборкам, это позволяет сопоставлять получаемую информацию, повторно участвуя в подобных исследованиях (мониторинг).
|